Экономичность и надёжность работы одноконтурных и двухконтурных котлов – это спокойная жизнь эксплуатационного персонала и спокойный сон начальника котельной. Можно ли без обученных кадров с дорогостоящим оборудованием, своими силами обнаружить дефект? Можно и довольно просто. При нормальной работе котла зафиксируйте основные параметры, а именно: давление газа в горелке, давление воздуха либо положение шибера на горелке, разрежение (давление) в топке, температуру воды на входе в котёл, расход воды через котёл, температуру уходящих газов. 

Следует отдельно остановиться на температуре уходящих газов, так как этот параметр будет тем критерием, который позволит увидеть начало «болезни». Контроль этой температуры должен производится и в последующем одним из специальных приборов в установленном месте газохода, он же боров, с идентичной глубиной погружения датчика - термопары или термометра в измерениях.

В последующем, с интервалом один раз в неделю, выставьте образцовый режим и не ранее, чем через 60 мин. замерьте и сравните температуру уходящих газов контрольного дня с образцовой (не забудьте при этом сделать корректировку с учётом возможно изменившейся температурой воды на входе в котёл, например, в образцовом режиме Тух=160 С, температура на входе в котёл равна 40 С, а в контрольном режиме Тух=160 С, температура на входе будет равна 50 С, тогда приведённая температура уходящих газов будет =160+(50-40)=170 С). И если у вас температура уходящих газов в контрольный день будет завышена по сравнению с образцовым, то прежде всего убедитесь в корректности выставленных параметров и полученной температуре уходящих газов.

Когда вы убедились в их корректности, то это говорит о том, что в внутри котла образовался дефект (например, что произошла деформация плавников задерживающих уходящие газы или рост присосов в котле, образование налётов продуктов горения или характерных наростов на внутренних и наружных поверхностях нагрева, что приводит к поломке горелки). Низкая тепловая способность газа, в последние годы остаётся неизменной, а именно 3200, хотя эту цифру можно узнать в официальных источниках.

В том случае, если персонал, который занимается уходом и эксплуатацией котла, по какой-либо причине, не может найти и устранить причину повышенной температуры в системе котла - необходимо обратиться за помощью в специальную службу. На все это, у вас будет затрачено не более пятнадцати минут в течение недели, но даст возможность значительно сэкономить ваше время и средства в будущем.